Выставка «Мир климата»: как стать первым - УКЦ

Выставка «Мир климата»
У нас принято изучать маркетинг по западным книгам
и на примерах великих компаний.

Но есть масса интересных отечественных историй успеха, ничем не уступающих
легендам о Coca-Cola, Pepsi
и Майкрософт. О том, например, как с помощью правильного позиционирования
небольшая команда профессионалов положила на лопатки известных гигантов выставочной
индустрии.

Вместо предисловия — сказочка

Однажды на пороге
Английского Выставочного офиса появился здоровый мужик. «Я — Ассоциация предприятий
индустрии климата, — представился он. — Можно просто — АПИК. Я хочу
сделать с вами специализированную климатическую выставку в удобное мне
время». — «Ху
из мистер АПИК?» — недоверчиво проворчали англичане.

«Я — первый парень на деревне!» — заявил гость. Но иностранцы, сделав
вид, что не поняли его, отвернулись.

Выставка «Мир климата»
Тогда первый парень
и делегат климатического бизнеса пришел в аккуратный Немецкий офис. На
стене офиса висел плакат с портретом какого-то американского дядьки и подписью:
«Дифференцируйся или умирай».

«Пора и мне
создавать свою категорию и становиться в ней № 1» — подумал
мужик и тут же изложил свои соображения немцам. Немцы его принимали явно
радушнее англичан, запахло бесплатными сосисками, а на столе появилось холодное
пиво. «Ми есть отшень умный немцы… Ми
есть посчитать. Ми есть подумать», — наконец пообещали немцы. Прошел
год, но немцы все думали и считали.

Выставка «Мир климата»
И тогда мужик пришел
к своим российским ребятам — выставочной компании «ЕвроЭкспо». В результате в 2005 году появилась
специализированная выставка «Мир Климата». Через год об Английской строительной
неделе уже никто не вспоминал.

И хоть вопреки
поэту, утверждавшему: «Сказка — ложь», все изложенное — чистая правда,
в сказке этой, в полном соответствии с продолжением пушкинской строки,
есть и намек, и добрым молодцам — урок. И не один, а целых
пять:

1. «Мир климата» сразу четко позиционировалась
как единственная в России специализированная международная
выставка климатического оборудования

Не строительная,
не сантехническая, не все вместе — только климатика.
Через выставку и сам климатический бизнес позиционировался как новая категория,
нечто отдельное от разросшейся строительной индустрии. Новая категория, и мы
в этой категории — № 1. Классика маркетинга.

2. Выставка
«Мир климата» ориентировалась на потребности нового климатического бизнеса, реально
их учитывая

Начнем с того,
что ее инициатором и соорганизатором (реальным, а не
декоративным) выступила Ассоциация предприятий индустрии климата. То есть не
пожилой дедушка, который хотел просто «попилить» упавшее с неба «бабло», а 60 амбициозных
руководителей крупнейших климатических фирм обсуждали вопросы «как продвигать»,

«как организовывать» и предлагали свои региональные сети для распространения
информации. Выбрано было правильное время: не апрель или май, когда уже продана
половина склада — а десятые числа марта, когда производители анонсируют
новинки года, дистрибьюторы объявляют о планах на сезон, а их дилеры вереницей
тянутся в Москву на переговоры.

3. Было выбрано
правильное и запоминающееся название — «Мир климата»

Это очень подходящее
название для обозначения климатической выставки «бизнес-ту-бизнес». «Мир» —
указывает и на международный характер, и на большой список участников.
А «климат» потому, что в России нет такого четкого, как на западе, понятия
HVAC&R (Heating, Ventilation,
Air Conditioning and Refrigeration), и у отечественных
профессионалов возникла своя терминология — «климатическая техника», «климатика», «климат». Имя «Мир климата» подарил выставке известнейший
отраслевой журнал.

4. Принятому позиционированию
организаторы следовали все 5 лет

«Мы — специализированная выставка,
и мы — выставка, прежде всего, для бизнеса», — постоянно говорили
организаторы. И ни разу не отклонились от заданного курса. Потому на выставке
«Мир климата» не появились ни унитазы, ни пластиковые окна, ни даже градусники.
Основными посетителями выставки — 85% — оставались представители именно
этого бизнеса. Выставка «Мир климата» росла только за счет развития новых направлений
в самом бизнесе (климатическое оборудование, промышленный и торговый холод,
инструменты и хладагенты, автоматизация зданий, обучение и консалтинг
в HVAC&R бизнесе) и увеличения числа экспонентов. Нам удалось сохранить
свое лицо и не стать рыхлым аморфным образованием.

5. Атаки на лидера

Это тоже классика
маркетинга. Чтобы тебя не съели конкуренты — надо постоянно атаковать себя,
придумывая новые ходы, которые упрочат твои позиции. Именно так и поступала
выставка «Мир климата». После первого же года неповоротливый «Экспоцентр» был
заменен на «Крокус-Экспо» — не только по причине
цены для участников, но и из-за возможности постепенно, а не скачкообразно,
приращивать площади. Была создана уникальная ситуация, когда участники выставки
фактически стали главным инструментом ее продвижения в России и в мире.
Сейчас 74 региональные фирмы-представителя выставки продвигают «Мир климата»
по всей территории России.
Таблица
Тысячи дилеров и специалистов, пользуясь мощным
сайтом выставки, постоянно ищут себе надежных партнеров среди ее участников. Новые
производители с помощью выставки и АПИК находят выходы на перспективный
российский рынок. Результат — «Мир Климата» была признана самой динамичной
выставкой в России.

Наконец, «Мир климата» фактически стала
официальной HVAC&R выставкой России в мире. Так, JARN (крупнейшее мировое
отраслевое издание) описывает события «Мира климата» наряду с выставками
ASHRAE в США, ISH China в Китае или Mostra Covegno Expocomfort в Милане.

Вместо послесловия

Как известно, первых номеров в бизнесе
много не бывает. Точнее, бывает только один № 1. Именно поэтому проваливались и будут проваливаться все попытки встать рядом
и кричать «мы тоже».

Впрочем, два совета «коллегам», желающим
«сесть на хвост», мы все же можем дать.

Первый, если возобладает жадность, —
повесить себе на грудь табличку со словами Хармса: «Глупые люди, несите мне побольше денег, и вы увидите, как я буду доволен!»

И второй, более реалистичный, —
искать свою, еще не занятую нишу. И читать правильные книжки по маркетингу.


Материал подготовлен редакцией журнала «Мир Климата»