Фрагменты программы дополнительного профессионального образования (ДПО) «Менеджер климатической фирмы» - УКЦ

В.Ю.Котельников
В.Ю.Котельников


«Мир климата» завершает рассказ о принципах успешного ведения бизнеса, сформулированных легендарным руководителем General Electric Джеком Уэлчем, которые слушатели программы ДПО «Менеджер климатической фирмы» УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА» изучают по пособиям Вадима Котельникова.


Заключительный блок уроков Джека Уэлча посвящен созданию компании, лидирующей на рынке. Уэлч считал, что в бизнесе выживают только сильные и быстрые, а слабые и медленные погибают.


Превращая General Electric в лидера рынка, он избавил компанию от бизнес-единиц, которые не имели шансов выйти на первое или на второе место в своей отрасли, и сконцентрировал внимание на тех направлениях, где GE опережала конкурентов. Так он реализовывал стратегию, названную:

Будь № 1 или № 2

Разработай план игры и бизнес-стратегию под названием «№ 1, № 2».
Нужно создать уникальное торговое предложение (УТП), основанное на предоставлении покупателю ценности, которой нет у конкурирующих компаний. Победителями и лидерами будут те, кто стремится быть первым или вторым на рынке за счет быстродействия, эффективной организации, низкой себестоимости, технологического превосходства и других бесспорных преимуществ в своей рыночной нише.

Встряхни хорошенько свою компанию.
Заставь лидеров подразделений взглянуть на свой бизнес новыми глазами, поставь перед ними дерзкую цель: стать № 1 или № 2 на рынке и удерживать эту позицию.

Установи высочайшие стандарты и заставь всех сотрудников фирмы им соответствовать.
Посредственные игроки в конечном счете проиграют. Не ориентируйся на результаты своих прямых конкурентов — стремись достичь гораздо большего. Если прибыль конкурента — 7 %, стремись достичь не 9, а 15 %.

Ищи возможности для качественного скачка.
Шокируй своих противников. Измени правила игры, пока все работают по старинке. Три главных компонента качественного скачка — неожиданность, решительность и шок.

Избавься от балласта.
Если ты ввязался в конкурентную войну за господство на рынке — ты должен победить. Если ты не можешь занять лидирующие позиции (стать № 1 или № 2) — лучше покинуть поле боя и сберечь силы для новой борьбы. Избавься от структур и направлений деятельности, которые тормозят компанию. Преврати ее в синергичную комбинацию успешных подразделений.

Джек Уэлч говорил: «Мы хотим не просто стать лучше своих конкурентов, наша задача — поднять качество на совершенно новый уровень. Качество нашей продукции должно стать настолько ценным и незаменимым для покупателей, настолько важным для их успеха, что наши продукты станут для них единственным выбором». Достижению этих целей посвящен следующий урок.

Сделай качество стилем жизни и работы

Гордись своей работой.
Настоящий лидер вдохновляется своей работой, относится к ней как владелец, а не как «штатная единица».

Сделай качество стилем жизни.
Позаботься о том, чтобы все, что ты делаешь, было качественным. Обращай внимание на то, как люди что-то производят, а не на то, сколько они производят.

Возьми на себя ответственность за качество.
Вот что писал Уэлч: «Лучший способ поднять уровень качества — понять, что это твоя непосредственная задача. Ты должен жить ею 24 часа в сутки 7 дней в неделю».

Сделай качество целью каждого сотрудника.
Работникам своей компании Джек Уэлч говорил так: «Вы не можете относиться к качеству равнодушно. Вы должны быть фанатиками качества. Вдохновенными фанатиками. Каждый из вас должен быть чемпионом по качеству. В противном случае вы тут лишние».

Вовлеки покупателей.
Конечная цель программ повышения качества — удовлетворение покупателей. Нужно постараться понять, чего они хотят, вовлечь их в свою работу, позволив направлять ее.

Обменивайся опытом.
Обмениваться опытом можно как внутри корпорации, так и вне ее. Распространение информации о мерах по повышению качества полезно само по себе, кроме того, оно придает работе над улучшением продукции дополнительную значимость и служит демонстрацией поощрения этой деятельности руководством.

Джек Уэлч понимал, что основные источники роста бизнеса — непрерывное обучение, креативность, быстрота действий и новые технологии. Поэтому очередной его урок называется:

Постоянно внедряй инновации

Инвестируй в непрерывное обучение и тренинги.
Лучшей иллюстрацией этого тезиса служат слова Джека Уэлча: «Сегодня, когда все должны выполнять свою работу во много раз быстрее, чем несколько лет назад, ключевыми понятиями успешного бизнеса являются «больше обучения» и «больше знаний». Каждый должен стремиться стать более конкурентоспособным, используя интеллектуальный капитал».

Оптимизируй операции и внедряй радикальные инновации.
Необходимо постоянно повышать продуктивность. Для успеха компании важны и незначительные улучшения, и внезапные прорывы. Лучше радикально изменить свой бизнес и ситуацию на рынке самому, чем ждать, пока это сделают другие.

Ищи лучшие идеи.
Нужно создать «инновационную» атмосферу, внушив людям уверенность, что скорость и дальность их продвижения по службе ограничены лишь пределами их собственной креативности и энергии, а также стандартами личного совершенства. Внутри компании не должно быть границ, мешающих сотрудникам любого уровня участвовать во внедрении инноваций и в решении проблем.

Мысли системно, учитывая все взаимосвязи.
Бизнес нужно улучшать и оптимизировать как единое целое, а не просто повышать прибыльность отдельных подразделений.

Инвестируй в информационные технологии и управление информацией.
«Интернет — это виагра для крупного бизнеса», — говорил Джек Уэлч. Информация — это оружие конкурентной борьбы, пригодное для самых разных целей — от разрешения внутренних противоречий до завоевания рынка.

Посвящай один час в неделю анализу действий конкурентов.
Броди по их сайтам, изучай их рекламу, каталоги и выступления на конференциях.

Скорость, простота и уверенность в себе тесно взаимосвязаны. Упрощая структуру компании, вселяя в сотрудников уверенность, лидер тем самым обеспечивает фирме возможность молниеносно реагировать на любые изменения рынка. Джек Уэлч считал скорость обязательным элементом конкурентоспособности. Этому и посвящен его предпоследний урок.

Действуй быстро

Создавай культуру скорости.
Скорость — это не только конкурентоспособность. Это средство, позволяющее и организациям, и людям оставаться молодыми и энергичными. Именно поэтому нужно прививать своим сотрудникам вкус к скорости, всячески поощрять и развивать его.

Сократи иерархические уровни.
Уничтожение лишних иерархических ступеней ускоряет принятие решений и позволяет компании быстрее выходить на рынок с новыми товарами и услугами.

Удали с дороги все препятствия.
Все, что тормозит движение компании, должно быть уничтожено. Уничтожь бюрократию, создай неформальную рабочую атмосферу, надели сотрудников полномочиями.

Принимай решения быстро.
Нельзя откладывать принятие решений на потом. Чтобы достичь по-настоящему высокой скорости, решения на каждом уровне должны приниматься в течение минут, а не дней и недель.

Создай открытую организацию.
Только открытость позволит добиться высокой скорости.

Быстрее распространяй информацию.
Информационные сообщения должны быть простыми и неформальными. Преград, мешающих общению между различными иерархическими уровнями и функциональными подразделениями организации, быть не должно. Географические и культурные барьеры необходимо преодолеть.

Преврати скорость в привычку.
Скорость должна стать важным компонентом каждого процесса, каждой сферы деятельности. Следует ослабить контроль — чем меньше контроля, тем выше скорость.

Ускоряйся день ото дня.
Под лежачий камень вода не течет. Быстрее принимай решения, обгоняй конкурентов. Не теряй времени попусту, ведь даже малейшая задержка может привести к потере целого направления бизнеса.

У маленьких компаний есть одно преимущество: они просты, прозрачны и неформальны. Там нет места бюрократии. Там важен каждый сотрудник, каждый вовлечен в общее дело. Незначительные улучшения в масштабах маленькой компании незаметны, поэтому там стараются достичь большего, высоко ставя планку. Джек Уэлч старался сделать так, чтобы и у такой огромной корпорации, как General Electric, была возможность использовать эти преимущества. Его последний урок, посвященный этому, называется:

Создай на фирме дух маленькой компании

Создай стройную организацию.
Каждый иерархический уровень менеджмента — лишний. Следует лишить топ-менеджеров функций контроля и наблюдения.

Сделай компанию более динамичной.
Найди способ соединить мощь, ресурсы и глобальную инфраструктуру крупной корпорации с подвижностью, бойцовским духом и энтузиазмом маленькой компании.

Начни мыслить, как владелец маленькой компании.
По мере роста компаний приоритеты их руководства смещаются от скорости к контролю, от лидерства к управлению, от завоевания к защите уже завоеванного, от обслуживания покупателя к обслуживанию бюрократии. Об этом нужно помнить и стараться сохранять в крупной корпорации «душу маленькой компании».

Интегрируй дух маленькой компании в свою фирму.
Маленькие компании не могут себе позволить быть нерешительными. Джек Уэлч считал, что даже крупной корпорацией надо управлять как бакалейной лавкой: «В бакалейной лавке ты знаешь всех своих покупателей по именам, знаешь, что они любят, что покупают и нравятся ли им твои предложения».

Упрости общение.
В маленьких компаниях общение происходит увлеченно, прямо, с использованием простых аргументов, без напичканных бюрократическим жаргоном служебных записок, источающих равнодушие.

Работай в тесном контакте с покупателем.
Нужно знать своих покупателей, знать, что они любят, чего хотят, ведь от степени их удовлетворенности во многом зависят настоящее и будущее компании — будь то маленькая фирма или крупная корпорация.


Статья подготовлена на основе глав из Ten3 Business e Coach
(www.cecsi.ru, www.1000ventures.com), созданного Вадимом Котельниковым

 Журнал «Мир климата» № 67