Фрагменты программы дополнительного профессионального образования (ДПО) «Менеджер климатической фирмы» : Пресса об УКЦ : АНО ДПО «Учебно-консультационный центр «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»

Фрагменты программы дополнительного профессионального образования (ДПО) «Менеджер климатической фирмы»

В.Ю.Котельников
В.Ю.Котельников

«Мир климата» продолжает рассказ о принципах успешного ведения бизнеса, сформулированных легендарным руководителем General Electric Джеком Уэлчем, которые слушатели программы ДПО «Менед­жер климатической фирмы» УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА» изучают по пособиям Вадима Котельникова.

Очередной урок Джека Уэлча называется «Раскрой и используй потенциал своих людей». Он посвящен формированию структуры управления компанией, способной сделать любое предприятие лидером в своей отрасли.

Каждому сотруднику General Electric Уэлч давал почувствовать, что он влияет на будущее компании: «Это не значит, что лидеры больше не принимают решений. Мы просто хотим, чтобы каждый мог высказаться. Мы хотим услышать идеи каждого. Но, несмотря на все это, кто-то должен управлять кораблем. Однако это вовсе не означает, что кораблем управляют, отдавая приказы. Нет, корабль управляется с учетом мнения всего экипажа. Термин «передача полномочий» вполне приемлем, если его правильно понимают, — он не означает анархию. Точнее будет говорить о вовлечении. Глубокое вовлечение означает право на голос, участие в принятии решений и выработке направления развития организации. И еще — вместе с правом на голос приходит ответственность».

Вовлеки каждого

  • Начни с себя. «Вовлечение каждого начинается не с человека, сидящего в соседнем кабинете. Оно начинается с тебя самого. Скажи своему руководителю, что ты хочешь помочь в достижении его целей, и спроси, что конкретно ты можешь для этого сделать».
  • Призывай всех проявлять инициативу. «Принимайте решения сами, — сказал Уэлч всем своим работникам. — Если уверены, что решение правильное, не сдавайтесь и не сидите сложа руки. Вы можете изменить ситуацию к лучшему, надавив, если необходимо, на своего начальника».
  • Создай в компании «заслугократию» . Решения о приеме на работу и продвижении по службе должны приниматься исключительно на основе заслуг: способностей и достижений человека. Вводя «заслугократию», Уэлч создал организацию нового типа, где правят не чины, а идеи. Он ясно дал понять сотрудникам, что превратить корпоративное видение в реальность могут именно они. Собственноручно выписывая и рассылая сотрудникам тысячедолларовые чеки в качестве неожиданной премии за смелую идею, он вселял в людей уверенность, ведь только уверенные в себе люди готовы продемонстрировать свои лучшие способности.
  • Используй интеллект каждого работника. Создай условия, при которых побеждает тот, чья идея лучше. Награждай за лучшие идеи, празднуй их появление, побуждая всех предлагать что-то новое. Поощряй тех, кто ведет себя в соответствии с корпоративными ценностями, демонстрирует характер, творческий подход и результативность.
  • Создай атмосферу, в которой работники чувствуют, что могут свободно высказывать свое мнение. Сделай так, чтобы каждый член команды, высказывая свое мнение, чувствовал себя раскрепощенным.

По Джеку Уэлчу, перед каждым лидером стоят две задачи: достигать поставленных целей и вести за собой команду.

Устанавливать лишь личные рекорды для лидера недостаточно. Он должен работать как член команды. Менеджерам следует научиться быть одновременно командными игроками и «играющими тренерами».

Сделай каждого игроком команды Сделай каждого игроком команды

  • Поставь общую цель, достойную достижения. Если дать людям почувствовать себя ценными членами команды, стремящейся к достижению общей великой цели, можно высвободить огромные запасы положительной энергии.
  • Излучай энергию и положительные эмоции. Если от тебя исходят негативные эмоции и энергия, результаты работы команды будут лишь посредственными. Себя нужно вести позитивно, действуя в соответствии с корпоративными ценностями, стремясь к высоким целям и достигая их, решительно приступая к новым проектам, осуществляя перемены, исполняя обещания, концентрируясь на главном, управляя на основании фактов, благородно прощая ошибки и просчеты.
  • Помогай нижестоящим руководителям стать выдающимися лидерами. Главный совет, который Джек Уэлч давал всем руководителям: «Вы не можете выполнить всю работу в одиночку. Вы должны чувствовать себя комфортно в одной команде с умнейшими людьми. Если это вам удается — весь мир будет у ваших ног. Принимайте на работу только лучших. Набирая посредственностей, вы принижаете себя».
  • Создавай разнородные кросс-функциональные команды. Джек Уэлч приводил такой пример: «Представим многофункциональную компанию, включающую в себя отдел инженерных разработок, производство и отдел маркетинга. Пусть управляющий производством обеспечивает своевременный выпуск крупных партий продукции отличного качества. Но при этом он не общается с главным инженером и маркетологом. Он не хочет делиться с ними идеями, он отгородился от них. В результате производительность всей команды составляет всего 65%.

Заменив его другим, пусть не столь продуктивным индивидуально, но умеющим работать в команде, общую производительность компании можно увеличить до 90 % или даже до 100%».

  • Способствуй «перекрестному опылению» идей. Создай атмосферу обучения и обмена идеями. Почаще устраивай мозговые штурмы. Приглашай на собрания докладчиков со стороны. Организовывай продолжительные перерывы на кофе, во время которых сотрудники могли бы обмениваться идеями.
  • Расстанься с теми, кто не хочет играть в команде. Их поведение разрушает команду, принося больше вреда, чем пользы. Как бы ни были сотрудники хороши в выполнении поставленных перед ними задач, они должны демонстрировать также приверженность корпоративным ценностям фирмы, в частности — командной работе.

Джек Уэлч обнаружил, что, стремясь достичь, казалось бы, недосягаемых целей, люди часто совершают невозможное. Даже если цель и не достигнута, в конечном итоге удается добиться гораздо большего, чем считалось возможным ранее. Поэтому один из уроков эффективного лидерства звучит так:

Дерзай!

  • Сделай стратегию бизнеса дерзкой. Уэлч всегда поощрял стремление достичь того, что кажется невозможным. «Никогда не нацеливайся на посредственные результаты. Ключ к смелым действиям — постановка целей, находящихся далеко за пределами того, что кажется возможным в настоящий момент. Не продавай себя задешево, думая, что потерпишь неудачу». «Быть дерзким, по сути, означает использовать мечту для постановки бизнес-целей, не представляя при этом, как можно добиться задуманного. Если ты знаешь, как достичь цели, то она — не дерзкая».
  • Ставь дерзкие цели лично перед собой. Не успокаивайся на своих сегодняшних лучших результатах, не ограничивай себя «потолком», выше которого, по собственному мнению, ты прыгнуть не сможешь. Чем более высокие цели ты ставишь перед собой, тем большего достигнешь. Подкрепляй дерзкие цели амбициозной самомотивацией и развивай личные качества, необходимые для успеха.
  • Призывай всех воплощать свои мечты. «Мечты вдохновляют людей на подвиги, а увеличение числовых показателей на десятые доли — нет», — заметил Джек Уэлч. Дерзкие поступки помогают людям достичь мечты. Сотрудники должны привыкнуть к мысли, что ты добиваешься наилучших показателей не потому, что борешься за выполнение плана, выраженного десятичными дробями. Наоборот, ты побуждаешь людей полностью раскрываться, измеряя прогресс в продвижении к дерзкой цели отношением к показателям прошлого года или достижениям конкурентов.
  • Награждай лидеров, даже если они не достигли поставленной дерзкой цели. Наказывать за неудачи в достижении дерзких целей нельзя. Наоборот, если компания поставила перед собой дерзкую цель получить 15 % прибыли, а получила лишь 12 %, — отпразднуй это событие.
  • Дерзай, но не увлекайся. Убедись, что поступаешь правильно. Чтобы дерзкая цель была эффективной, она должна быть привязана к стратегии бизнеса. Ее достижение может быть разложено на конкретные, достижимые промежуточные цели. Думай, не ограничивая себя никакими рамками, но при этом не забывай об ответственности.
  • Дерзай непрерывно. Поставь перед собой дерзкую цель и начинай двигаться к ней. Как только поймешь, что сможешь ее достичь, — ставь новую дерзкую цель.

Рецепт победы — скорость, простота и уверенность в себе. Уверенные в себе люди открыты новым идеям независимо от того, откуда те приходят, они охотно делятся собственными идеями.

Поставив идеи выше бюрократии и создав культуру открытого обмена идеями, Уэлч дал менеджерам и сотрудникам инструменты, необходимые для принятия и претворения в жизнь более качественных решений. В результате ему удалось создать рабочую среду, где люди чувствовали себя очень уверенно и достигали гораздо большего.

Вселяй в людей уверенность

  • Побуждай сотрудников строить долгосрочные планы. Когда сотрудники строят долгосрочные планы относительно карьерного роста, их мысли сосредоточены на том, что они должны сделать, чтобы заслужить следующее повышение. Для них это тест на уверенность в себе.
  • Помогай людям расслабиться. Создай неформальную атмосферу. Не обращай внимания на иерархические уровни. Общайся свободно со всеми. Расширяй личные контакты. Наноси неожиданные визиты. Рассылай написанные от руки записки. Поощряй сотрудников в зависимости от их вклада, пусть они чувствуют, что участвуют в бизнесе.
  • Упрости рабочую обстановку. Удалив сложности из рабочей обстановки, ты облегчишь людям достижение их цели. Этого можно добиться, сделав общение менее формальным, упростив сложные бланки и процессы.
  • Обеспечь обучение сотрудников. В сегодняшнем быстро меняющемся мире профессиональное обучение должно быть непрерывным. Важно, чтобы сотрудники имели возможность постоянно развиваться, ведь все великие свершения делаются выдающимися людьми.
  • Дай людям понять, что ценишь их идеи. Объяви бюрократию и подавление инициативы вне закона и помоги людям стать открытыми, начать высказываться откровенно и делиться соображениями. Вовлеки сотрудников в процесс принятия решений.
  • Предоставь людям независимость и обеспечь их ресурсами. Надели сотрудников такими полномочиями, чтобы они могли расти и процветать. Дай им возможность управлять так, как они считают нужным. Помни при этом, что руководить должны только те люди, кто будет в конечном итоге отвечать за последствия принятых решений.
  • Поощряй создание проектов, связанных с большим риском. Рост уверенности в себе, который характерен для людей, одерживающих победы, неизбежно приводит к другому ценному качеству — простоте. А простота, в свою очередь, вселяет уверенность во всю организацию.

Один из основных элементов стратегии бизнеса — необходимость сделать так, чтобы люди получали удовольствие от работы. Никто не должен заниматься делом, которое не приносит удовлетворения. Человек, работающий на своем месте, просыпается по утрам полный энергии и желания достичь новой дерзкой цели.

Джек Уэлч учит:

Преврати работу в удовольствие

  • Никогда не допускай чересчур серьезного отношения к бизнесу. Уэлч писал: «Посещая различные подразделения GE, я находил там множество бюрократии, многочисленные уровни иерархии и тому подобные недружественные человеку и бизнесу явления. Эти подразделения больше походили на маленькие крепости, защищаемые менеджерами от соседей. На самом деле бизнес таким быть не должен. Он строится на идеях, удовольствии, праздниках и других подобных вещах».
  • Шути, веселись, получай удовольствие. «Модель истинного лидерства» Уэлча содержит такие факторы успеха, как наличие чувства юмора, способность получать удовольствие и заразительный энтузиазм. Совет Уэлча тем, кто хочет стать успешным менеджером: «Рискуй, ошибайся и учись. Шути, веселись и получай удовольствие».
  • Найди работу, вдохновляющую тебя на подвиги. Когда Уэлча попросили сформулировать самый главный совет новому поколению менеджеров, он ответил: «Занимайтесь своим делом. Получайте от работы удовольствие. Делайте то, что любите делать. Если вам приходится заниматься тем, что вам не нравится, — уходите с работы немедленно. Начните жить по-настоящему и делать настоящее дело, стремитесь все время достать до луны. Получайте удовольствие от всего этого и ничего не бойтесь».
  • Устрани все, что мешает людям восхищаться своей работой. Суть бизнеса — в восхищении, стремлении победить и создании чего-то нового. Бизнес не должен сопровождаться пробиванием бюрократических заслонов, бессмысленными процедурами одобрения и согласования и тому подобными ситуациями, ведущими к разочарованию в работе.
  • Празднуй успех. Бизнес не должен быть «просто работой». Празднования помогают зарядить организацию энергией. Задача руководителя — сделать так, чтобы его команда получала удовольствие, добиваясь нужных результатов.

Статья подготовлена на основе глав из Ten3 Business e Coach ( a rel=„nofollow“ href=„http://www.cecsi.ru/“ target=“_blank“>www.cecsi.ru a rel=„nofollow“ href=„http://www.1000ventures.com/“ target=“_blank“>www.1000ventures.com , созданного Вадимом Котельниковым

 Журнал „Мир климата“ № 66