Фрагменты программы дополнительного профессионального образования (ДПО) «Менеджер климатической фирмы» - УКЦ

В.Ю.Котельников
В.Ю.Котельников

Мы продолжаем рассказ о принципах успешного ведения бизнеса, сформулированных легендарным руководителем General Electric Джеком Уэлчем, которые слушатели программы ДПО «Менеджер климатической фирмы» УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА» изучают по пособиям Вадима Котельникова.

По мнению Джека Уэлча, истинное лидерство основывается на способности «зажечь» людей так, чтобы они начали достигать небывалых результатов. Умение увлечь их работой — и есть ключ к мастерству лидера. И это еще один урок, который предстоит усвоить:

Заряжай других энергией

  • Постоянно будь в действии. В динамичной и гиперконкурентной бизнес-среде требуются лидеры, обладающие огромной энергией, не устающие вдохновлять своих сотрудников. «Ты должен быть в непрерывном движении весь день, — говорил Джек Уэлч. — Сидеть в своем кабинете и предаваться размышлениям непозволительно. Ты должен быть гиперактивным».
  • Дай сотрудникам больше свободы. Сидя в клетке, невозможно расправить крылья. Тотальный контроль и диктат ни к чему хорошему не приводят.
  • Надели сотрудников большей ответственностью. Почувствовав ответственность, люди будут делать не только то, что предписывают им должностные обязанности, они мобилизуют все свои способности на достижение наилучших результатов.
  • Никогда не запугивай людей. Людей не нужно держать в страхе, их нужно воодушевлять и вдохновлять на великие свершения.
  • Сообщай сотрудникам, что их усилия помогают компании. Сотрудники будут лучше мотивированы, если увидят общую картину, поймут, как именно их вклад помогает общему делу, узнают, что их усилия замечают и ценят.
  • Пиши благодарности от руки. Поскольку руководители обычно не тратят время на подобные вещи, это произведет больший эффект.

Когда Джек Уэлч только приступил к руководству General Electric, все вокруг считали, что дела в компании идут превосходно. Однако Уэлч видел, что бюрократический аппарат компании раздут, а сама она теряет рыночную стоимость. Осознав реальное положение вещей, Уэлч решил совершить революцию и создать фирму заново. Из успеха этого предприятия он вынес урок:

Смотри реальности в глаза

 

  • Будь открыт для правды. Одно из основных правил в бизнесе — объективная оценка реальности. Добивается успеха тот, кто умеет смотреть реальности в глаза. Конечно, гораздо проще избегать правды, которая может ранить, причинить боль и разрушить идеалы. Тем не менее открытость для восприятия истинного положения вещей делает бизнес очень простым делом: надо всего лишь адекватно воспринять действительность и затем, поняв, что к чему, действовать.
  • Не прячь голову в песок, будь хозяином реальности. Признай, что конкуренция в мире становится все более жесткой, что всегда есть опасность потерять работу, что огромные бюрократические структуры — неэффективный инструмент управления, что бизнес — это на самом деле очень простая вещь.
  • Не принимай желаемое за действительное. Думать, что ситуация изменится к лучшему сама по себе, — это опасный самообман. Планируя что-то, никогда нельзя основываться на желаемом. За основу следует брать лишь то, что есть на самом деле.
  • Каждый день смотри на все свежим взглядом. «Каждое утро воспринимай действительность такой, какова она есть сегодня, — говорил Уэлч. — То, что было важно вчера, сегодня уже может не иметь значения. Перемены, случившиеся за последние два часа, могут заставить иначе взглянуть на привлекательность сделки, которую ты был готов заключить вчера».
  • Взгляни на ситуацию со стороны. «Лицом к лицу лица не увидать», «Большое видится на расстоянии». В гуще событий не всегда получается заметить правду. Взглянув на ситуацию с разных точек зрения, можно оценить ее более непредвзято.
  • Проигрывай различные сценарии. Оценивая ситуацию, рассматривай разные сценарии развития событий. Всегда имей наготове запасной план — на случай, если основной не сработает.

Перемены составляют большую часть жизни в бизнесе. Понимая эту простую истину, Джек Уэлч сформулировал очередное правило:

Смотри на перемены как на возможности

  • Бояться перемен бессмысленно. Многие менеджеры верят, что лучшая бизнес-стратегия — ничего не менять. Но это не так. В бизнесе всегда все меняется, появляются новые товары, новые конкуренты. Любой, кто решит игнорировать это, обречен на неудачу.
  • Меняй стиль управления. Когда руководитель принимает решения так быстро, что у подчиненных не остается времени на «раскачку», подчиненные сами вынуждены действовать быстро.
  • Вдохнови других на преобразования. В процесс осуществления перемен необходимо вовлекать всех своих сотрудников. Следует интегрировать само понятие «перемены» в список корпоративных ценностей.
  • Осуществляй перемены агрессивно. Победители побеждают потому, что вступают в схватку с противниками, которых боятся все остальные. Поэтому нужно отбросить страх и меняться еще до того, как в этом возникнет необходимость. Джек Уэлч говорил, что компания, скорость перемен внутри которой меньше, чем скорость перемен вне ее, обречена.
  • Подвергай традиции сомнению. Необходимо задаваться вопросом: «Почему мы делаем это именно так?», предлагать коллегам выдвигать идеи по изменению чего-то важного, основополагающего для компании.
  • Думай как о близких, так и об отдаленных переменах. Нужно иметь в запасе планы не только на ближайшие дни, но и на год, и на три года вперед.
  • Постоянно изобретай свой бизнес заново. Перемены никогда не прекращаются, поэтому о необходимости меняться не следует забывать ни на минуту. Будь готов к переменам. Сделай перемены главной константой существования своей компании. Начинай каждый свой день так, как будто это твой первый день на работе. Постоянно пересматривай свои планы, переписывай их, если нужно. Поступая так, никогда не увязнешь в болоте привычек.
  • Готовь окружающих к переменам и к тому, как перемены повлияют на их жизнь. К переменам должен быть готов не только ты, но и окружающие тебя люди. Говори с ними о переменах в положительном тоне, чтобы люди не боялись их. Рассказывай о возможностях, а не об угрозах.

Одним из своих главных достижений на руководящем посту Джек Уэлч считал избавление корпорации от характерного для «старой» General Electric синдрома «это придумали не мы». По мнению Уэлча, любая идея, если она и вправду хороша, стоит того, чтобы быть воспринятой, и не важно, откуда она пришла. Другими словами —

Ищи хорошие идеи повсюду и претворяй их в жизнь

  • Идеи могут приходить откуда угодно. Качество идеи не зависит от того, где она родилась. Полезность идеи — вот единственное, что следует учитывать.
  • Устраивай «перекрестное опыление» идей. Делись своими знаниями. Поощряй обмен идеями не только внутри фирмы, но и между твоей фирмой и другими компаниями.
  • Поощряй жажду новых идей. Пусть сотрудники знают, что руководству интересны новые идеи, что оно интересуется мнением подчиненных и поощряет постоянный поиск чего-то нового.
  • Изучай конкурентов. Конкуренты — один из основных источников плодотворных идей. Настоящий руководитель должен взять за правило ежедневно тратить не менее часа на изучение всего, что поможет понять суть новых инициатив конкурентов.
  • Занимайся «законным плагиатом». Следует перенимать и адаптировать к своим условиям процессы и методы управления, изобретенные в других компаниях. GE многому научилась у других фирм. Например, программа повышения качества «шесть сигм» была взята у Motorola, а при освоении китайского рынка вовсю использовался опыт IBM, Johnson&Johnson, Xerox.

Бизнес-стратегия, демонстрирующая, что руководитель всегда доводит начатое до конца, — это путь к успеху. И это — последний на сегодня урок Джека Уэлча:

Доводи начатое до конца

Демонстрируй неизменное постоянство во всем. Будь постоянен в поддержании корпоративных ценностей, в выяснении, эффективны ли программы тренингов, в выполнении принятых решений, в проверке производственных планов. Сформулировав идею — чем проще, тем лучше, — сообщи о ней людям. Потом еще раз сообщи и продолжай сообщать дальше. Постоянство, простота и повторение — вот ключ к успеху.

  • Если созываешь собрание, добейся выполнения его решений. Собрания должны быть пронизаны стержневой идеей, должны заражать энтузиазмом снова и снова.
  • Выбери несколько ключевых тем и говори о них снова и снова. Ключевые темы должны быть постоянно на виду и на слуху.
  • Распространяй свои идеи как можно шире. Отшлифованная идея, имеющая определенную силу, способна породить эффект снежного кома и в конце концов обрести материальное воплощение.
  • Будь всегда постоянен! Убедись, что в каждую аудиторию ты несешь одно и то же разумное сообщение, и в итоге, убедив всех, что всегда доводишь задуманное до конца, добьешься успеха.


Статья подготовлена на основе глав из Ten3 Business eCoach
(

a rel=»nofollow» href=»http://www.cecsi.ru/» target=»_blank»>www.cecsi.ru


a rel=»nofollow» href=»http://www.1000ventures.com/» target=»_blank»>www.1000ventures.com

, созданного Вадимом Котельниковым.

 Журнал «Мир климата» № 64