Фрагменты программы дополнительного профессионального образования (ДПО) «Менеджер климатической фирмы» - УКЦ

В. Ю. Котельников
В. Ю. Котельников

Слушатели Учебно-консультационного центра «Университет климата» всегда получают только лучшее. Если их учат монтажу или обслуживанию климатических систем, то на самом современном оборудовании и по самым передовым методикам, причем занятия ведут авторитетнейшие специалисты. Если же речь идет об освоении навыков ведения бизнеса и управления компанией, то за основу учебной программы берутся опыт и знания выдающегося бизнесмена, легендарного руководителя General Electric Джека Уэлча, адаптированные в пособиях по бизнес-коучу Вадима Котельникова.

25 уроков Джека Уэлча

Джек Уэлч, возглавивший General Electric в 1981 году, поставил себе целью сделать свою корпорацию «самым конкурентоспособным предприятием в мире». Он знал, что потребуется по меньшей мере революция, чтобы превратить эту мечту в реальность. К 1980 м годам бизнес-модель корпоративной Америки казалась уже давно сформированной, она не менялась на протяжении десятилетий. Работники работали, управленцы управляли, и каждый знал свое место. Это было царство бюрократии — всюду бланки, формы и сложные процедуры одобрения.

Начатая Джеком Уэлчем революция означала объявление войны старым способам ведения бизнеса и создание компании заново сверху донизу. В результате к 2001 году, когда Уэлч покинул свой пост, GE не просто увеличила свою капитализацию в 40 раз, она стала образцом для подражания во всем мире.

Идеи и способы, использованные Джеком Уэлчем для развития корпорации, могут применяться в компаниях любого размера — малого, среднего или крупного. Коротко стратегия управления по Уэлчу может быть сформулирована в виде 25 пунктов (табл. 1).


Таблица 1. 25 уроков Джека Уэлча
Будь больше лидером и меньше управленцем
1. Будь лидером

2. Меньше управляй

3. Ясно сформулируй свое видение

4. Упрощай

5. Будь менее формальным
6. Заряжай других энергией

7. Смотри реальности в глаза

8. Смотри на перемены как на возможности

9. Ищи хорошие идеи повсюду

10. Доводи начатое до конца
Создай чемпионскую организацию
11. Уничтожь бюрократию

12. Разрушь границы

13. Поставь на первое место ценности

14. Выращивай лидеров

15. Создай культуру, нацеленную на непрерывное обучение
Раской потенциал своих людей

16. Вовлеки каждого

17. Сделай каждого игроком команды

18. Дерзай

19. Вселяй в людей уверенность

20. Преврати работу в удовольствие
Преврати свою компанию в лидера на рынке
21. Будь №1 или №2

22. Сделай качество стилем жизни

23. Постоянно внедряй инновации
24. Преврати скорость в норму

25. Всели в свою фирму дух маленькой компании

Будь больше лидером и меньше управленцем

За время правления Джека Уэлча GE превратилась в кузницу лидеров. Лидер в понимании Уэлча — это человек, способный вдохновлять остальных, в то время как управленцы копаются в мелочах. Уэлч говорил: «Кого мы ищем, так это лидеров на каждом уровне, способных заряжать людей энергией, возбуждать их интерес и вдохновлять, а не нервировать, подавлять и контролировать». Поэтому первый урок, который следует усвоить, гласит:

Будь лидером

Быть лидером — значит соблюдать пять несложных правил:

 

  • Создай видение и вдохни энтузиазм в свою компанию, чтобы превратить это видение в реальность.
    Люди должны быть искренне увлечены своим делом, так, чтобы с нетерпением ждать момента, когда можно будет привести планы в действие. Нужно обладать огромной энергией, духом конкурентной борьбы и способностью зажечь других людей и добиться результатов.
  • Сосредоточься на стратегических вопросах.
    Задача лидера — задать ключевые вопросы и получить на них ответы, чтобы понять, каковы стратегические проблемы каждого подразделения и в каком направлении эти подразделения развиваются.
  • Не копайся в мелочах.
    Обязанность лидера — видеть картину в целом. Не управляй каждой деталью. Не копайся в мелочах и не трать все свое время на них, а, наоборот, вдохновляй людей на исполнение твоего видения. Окружи себя отличными сотрудниками и доверяй выполнять работу на благо всей компании самостоятельно.
  • Вовлекай всех и приветствуй хорошие идеи из любых источников.
    Каждый может быть лидером, если он тем самым вносит свой вклад в общее дело. И самый эффективный способ для каждого сделать свой вклад — это родить хорошую идею. Вся суть бизнеса состоит в привлечении хороших идей отовсюду. Новые идеи — это кровь компании, горючее, которое заставляет ее двигаться. «Герой — это человек с новой идеей». Попросту говоря, нет ничего более важного для бизнеса, чем создание четкого видения и генерация идей.
  • Увлекай людей не только словами, но и личным примером.
    Чтобы другие люди искренне стремились побить все рекорды, лидер должен постоянно заражать их личным примером.

«Мы не устаем удивляться тому, как много люди могут сделать, если менеджеры не указывают им, что делать», — говорил Уэлч. Бюрократия, наблюдение и строгий контроль убивают конкурентный дух компании. И это — второй урок:

 

Меньше управляй

 

  • Не слишком увлекайся управлением.
    Бизнесом не надо управлять. «Управлять» — это неправильное слово. Бизнес нужно вести за собой. Если тратить половину рабочего дня на запоминание всех мелочей, останется слишком мало времени, чтобы найти то, что следует изменить, и осуществить необходимые перемены. Уместно вспомнить следующие слова Джека Уэлча: «Поскольку бизнес в основном связан с тем, чтобы смотреть реальности в глаза и действовать в соответствии с этой реальностью, чрезмерное управление может сбить людей с толку и отвлечь их от действительности. Увлекшись несущественными деталями, никто не в состоянии увидеть настоящую реальность, которая, возможно, находится прямо перед носом». Не нужно тратить слишком много времени на составление бюджетов. Это занятие лишает сил. Мир меняется очень быстро. Следует сосредоточиться на стратегических вопросах и на улучшении положения на рынке. Нужно работать над бизнесом, а не на него.
  • Не держи информацию при себе.
    Если лидер знает больше, чем его подчиненные, ему не стоит держать информацию при себе. Ее сокрытие ограничивает как возможности компании, так и способность лидера осуществлять перемены.
  • Вдохнови людей, надели их полномочиями и уйди с их дороги.
    Нельзя все делать лично. Ключ к лидерству — воспитание лидеров. Людям нужно дать необходимые инструменты, обучить и выделить требуемые ресурсы. И главное — после этого уйти с их дороги. «Ты никогда не узнаешь, как далеко люди могут продвинуться, если не дашь им возможность испытать свои способности. Когда сотрудники ощущают ответственность за свою работу, менеджеры могут заняться своей, то есть создавать видение и мобилизовать подчиненных на его достижение».
  • Освободи людей от иерархических оков.
    «Ты должен побеждать, используя силу своих идей, а не крика и цепей». Джек Уэлч считал, что хороший менеджер и лидер — это тот, кто может помочь сотрудникам оценить их важность для команды, которая работает ради общей цели.

Настоящий лидер не снабжает подчиненных пошаговыми инструкциями, а генерирует идеи, создает и озвучивает видение, вдохновляющее других на свершения. Следовательно, третий урок — это:

 

Ясно сформулируй свое видение

 

  • Создай ясное видение и сообщи о нем людям.
    Снова процитируем самого Джека Уэлча: «Главная задача лидера — устранить все препятствия с дороги и создать видение, которое является, во первых, четким, а во вторых, достижимым. Лидер должен создать в компании такую атмосферу, чтобы люди чувствовали, что они не только имеют право, но и обязаны требовать от своих лидеров ясности видения и четкости целей для бизнеса».
  • Обозначь несколько дерзких целей для своей фирмы.
    Нужно поставить дерзкие цели и, если люди не смогут их достичь не наказывать за неудачные попытки. «Главное, — утверждает Уэлч, — помочь людям в достижении недостижимого и отпраздновать победу, если они смогут подойти близко к цели».
  • Убедись, что в твоей команде работают лучшие люди, способные сделать твое видение реальностью.
    Следует нанимать наиболее талантливых людей, способных превратить видение в реальность. Сотрудников с наилучшим послужным списком с точки зрения достижения практических результатов необходимо продвигать по службе.

Простота — один из ключей к успеху в бизнесе. Это практически форма искусства, имеющая много определений. «Для инженера простота означает четкий функциональный дизайн с меньшим числом компонентов. Для производственника простота означает оценку процесса не по уровню его изощренности, а по уровню его понятности для тех, кому придется приводить его в действие. В маркетинге простота означает ясные формулировки и предложения покупателям и промышленным потребителям. И самое главное, на личном уровне человеческого общения простота принимает формы откровенного и прямого разговора. И честности», — говорил Уэлч. И значит, урок четвертый — это:

 

Упрощай

 

  • Не превращай бизнес в более сложную вещь, чем он есть на самом деле.
    Суть бизнеса проста. Призывай всех сотрудников компании думать о нем просто, воспринимать себя участниками двух по сути одинаковых процессов — получения исходных компонентов и выдачи конечной продукции — и не делать из бизнеса ничего более сложного. На входе у нас всегда одно и то же — люди, их энергия и физическое пространство.
  • Мысли простыми понятиями, чтобы создать ясное видение.
    Простота мышления необходима бизнес-лидеру для выполнения его самой важной функции: создать ясное видение и донести его до членов команды. Создай несколько простых архиважных фраз, ясно формулирующих и создающих четкую картину твоего видения будущего, и доводи их с неустанной настойчивостью до всех сотрудников, как устно, так и письменно.
  • Изъясняйся просто.
    Каждая представленная тобой идея должна выражаться простыми словами, так, чтобы ее легко можно было объяснить любому, даже абсолютно незнакомому человеку на вечеринке. Если тебя могут понять только специалисты, работающие с тобой в одной области, это провал.
  • Будь уверен в себе.
    Простота требует огромной уверенности в себе. Снова процитируем Уэлча: «Одной из самых сложных проблем для менеджера является достижение того чрезвычайно важного уровня уверенности в себе, при котором простота становится естественной. Вы не поверите, как людям сложно быть простыми. Люди с ясными мыслями и твердыми убеждениями всегда просты в общении».
  • Упрости рабочие процедуры и формы общения.
    Сделай все как можно более простым. Определи все сложные формы, процессы и методы, которые приводят к наибольшим потерям времени, и совместно с коллегами либо упрости их, либо удали совсем. Избавься от длинных служебных записок и писем. Общение должно быть простым и наполненным новыми идеями, а не заумными рассуждениями и профессиональным жаргоном.
  • Сделай собрания проще.
    Не проводи сложных собраний со скучным поминутным расписанием. Вместо этого призывай менеджеров делиться идеями, которые у них родились с момента последнего собрания.

Тот, кто усвоил предыдущие уроки, уже должен понять, насколько важно создать и поддерживать неформальную атмосферу, поощряя сотрудников без стеснения подвергать сомнению правильность идей их босса. И это — пятый урок:

 

Будь менее формальным

  • Избавься от понятия «босс» в своей фирме.
    Джек Уэлч: «Ты должен балансировать между предоставлением свободы и определенным контролем, но свободы у людей должно быть больше, чем они когда-либо мечтали. Измени традиционную концепцию менеджмента, сделай так, чтобы менеджеры начали слушать своих сотрудников и чтобы это стало составной частью их обязанностей. Дай сотрудникам право и вмени им в обязанность предлагать свои способы решения проблем. Цель здесь — вовлечь каждого в управление организацией и не допускать, чтобы начальники диктовали свои решения».
  • Не допускай формальности и строгости в своем офисе.
    Неформальная атмосфера позволяет высвободить колоссальные ресурсы. «Когда не существует ненужных правил и процедур одобрения, люди не боятся высказывать свои идеи, даже если они противоречат устоявшимся в компании понятиям — к такому выводу пришел Уэлч еще в начале 1980 х, когда формальности были важны. — Сегодня формальности недопустимы. В неформальной атмосфере раскрывается огромный потенциал сотрудников. Глобальные конкурентные битвы не совместимы с формализмом. Побеждает сущность. Если кто-то слишком формален, значит, он не особо интересуется делами фирмы. Такие люди постоянно заседают в Советах, произносят речи. Они „не следят за мячом“. Они достигли высшей позиции и считают это кульминацией своей карьеры, а не ее началом».
  • Сделай собрания менее формальными.
    Можно попытаться разрядить атмосферу с самого начала, попросив вести собрание кого-нибудь из сотрудников и объявив, что делать запись обсуждения запрещается.
  • Найди простые пути разрядить атмосферу в компании.
    Этого можно добиться, введя гибкий график работы, свободную форму одежды. Формальности преграждают путь к большим достижениям, мешают продвижению вперед. Уэлч верил, что огромную роль в достижении GЕ столь значительного успеха сыграла неформальная атмосфера в компании. Никто в корпорации не звал его «господин Уэлч». Все звали его просто Джек. Он чаще ходил без галстука, чем с ним, устраивал неформальные сборища и призывал всех к зажигательному общению. На собраниях и рядовых сотрудников, и менеджеров просили одеваться неформально, в футболки и джинсы, чтобы стереть различия между начальниками и подчиненными.
  • Почаще проводи мозговые штурмы с коллегами.
    Мозговые штурмы дают возможность членам команды блеснуть. Это — дружеская конкуренция.


Статья подготовлена на основе глав из Ten3 Business e Coach
(

a rel=»nofollow» href=»http://www.cecsi.ru/» target=»_blank»>www.cecsi.ru


a rel=»nofollow» href=»http://www.1000ventures.com/» target=»_blank»>www.1000ventures.com

, созданного Вадимом Котельниковым.

Продолжение — в следующих номерах журнала

 Журнал «Мир климата» № 63