Программа дополнительного профессионального образования (ДПО) «Монтажник климатического оборудования» - УКЦ

Юрий Александрович Якуб, ведущий специалист УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»
Ведущий специалист учебно-консультационного центра «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА» Юрий Александрович Якуба

По мере развития российского климатического рынка все острее ощущается нехватка квалифицированных специалистов. Прежде всего это касается сотрудников монтажных и сервисных подразделений климатических фирм. Что делает АПИК для решения этой проблемы — нам рассказывает ведущий специалист учебно-консультационного центра «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА» Юрий Александрович Якуба.


— Зачем руководителям фирм повышать квалификацию своих монтажников?

— Низкая квалификация любого специалиста предполагает низкую степень ответственности. Человек не понимает последствий своих ошибок. Если говорить о монтаже, то зачастую мы сталкиваемся со стремлением монтажников побыстрее смонтировать технику, особо не заботясь о технологии производства работ, и поскорее получить деньги. В случае претензий со стороны заказчика можно переложить ответственность на поставщика оборудования, в крайнем случае — уволиться и тут же перейти в другую фирму, пользуясь дефицитом кадров на рынке.

Однако если установленная техника не работает или работает с перебоями, климатическая фирма несет серьезные дополнительные расходы по монтажу, пуско-наладке, запчастям и гарантийному обслуживанию. Но главное — страдает репутация компании.

Все климатические фирмы рано или поздно начинают заниматься полупромом, VRF-системами, чиллерами — более доходным сегментом рынка СКВ, а такая техника требует от монтажников совсем другой квалификации, нежели бытовые сплиты. Чтением «мануалов» и беседами с представителями фирм-поставщиков тут не обойтись. Надо учиться.

Известно, что как смонтируешь кондиционер, так он и будет работать. Неграмотный монтаж способен убить любой самый дорогой и качественный кондиционер.


— Где же найти квалифицированные кадры?

— Климатические компании на начальном этапе своего становления, как правило, не имеют своих монтажных бригад и прибегают в сезон к услугам монтажников «со стороны». Потом появляются собственные кадры, которые работают на фирме круглый год с постоянной загрузкой и ориентированы на решение сложных задач в области монтажа и техобслуживания оборудования. Дополнительный набор монтажников если и производится, то только по необходимости — при большом объеме работ на конкретном объекте. Но как появляются эти свои кадры? Людей либо переманивают из других специализированных фирм, что негативно сказывается на имидже компании, — с одной стороны, и не дает никаких гарантий в лояльности такого сотрудника — с другой стороны. Либо приглашаются люди из смежных бизнесов или просто «с улицы», и фирма своими силами готовит специалистов «под себя», свое оборудование и специфику.

Известно, что на обучение и адаптацию нового сотрудника требуется порядка полутора лет. При том, что отвлекаются от своей непосредственной работы квалифицированные специалисты, выступающие в роли наставников, а фирма какое-то время не получает от новичка той отдачи, на которую рассчитывала. И потом, положа руку на сердце, какой опытный монтажник будет обучать новичка всем своим «ноу-хау» и, тем самым, делиться с ним своим заработком? Причем, чем больше компания, тем больше требуется специалистов, способных работать с разными типами и марками оборудования. И своими силами тут обойтись уже трудно. Готовить специалистов — дело очень непростое и затратное. Не каждой компании по плечу.


— Что в этом плане предлагает УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»?

— В УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА» аккумулированы практические знания многих климатических фирм-членов АПИК. При помощи представительств Daikin, Mitsubishi Electric и ведущих российских компаний поставщиков, таких как «Бьюфорт», «Вентрейд», «Вертекс», «Даичи», «Евроклимат», «Инрост», «Нимал», «Ситэс», «Сиеста», «Фантом», «Эгида», создана современная материальная база. Нами разработаны уникальные методики, дающие слушателям реальные навыки монтажа и технического обслуживания СКВ. У нас трудятся специалисты с многолетним опытом работы в специализированных климатических фирмах — как штатные сотрудники, так и совместители.

УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»
Мы можем подготовить монтажников быстрее, качественнее и дешевле, чем в любой, пусть даже самой «крутой» фирме. От одной недели до двух месяцев — теоретическая подготовка в процессе Интернет-обучения и неделя практических занятий позволяют любому нормальному человеку освоить навыки монтажа бытовых кондиционеров. И это всего за 12 000 рублей! Приблизительно в те же сроки и примерно за такие же деньги мы готовим монтажников промышленных СКВ и сервисников, вплоть до уровня начальника монтажного или сервисного отдела.

При этом мы всегда готовы пойти навстречу компании-заказ-чику и видоизменить учебную программу под специфику работы компании, конкретные объекты и бренды. Тем более что, повторяю, и материальная база УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА», и квалификация преподавателей это позволяют.


— Зачем нужно повышать квалификацию самим монтажникам?

— Многие из них понимают, что на монтаже сложной техники они смогут больше заработать. Цена ошибки на таком монтаже гораздо выше, чем обычно, поэтому им выгоднее потренироваться и «набить руку» в УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА».

К тому же, как показывает практика, очень большой процент наших слушателей имеет, мягко говоря, недостаточную квалификацию. В лучшем случае они прочитали инструкцию по монтажу, которая прилагается к каждому комплекту оборудования, и выучили некую последовательность действий, которую надо совершить, чтобы повесить кондиционер. Но они понятия не имеют в чем смысл этих манипуляций! Что там внутри? Как он работает? Зачем нужно каждое действие? Не знают и не понимают. Радует то, что они все-таки хотят разобраться в этом и научиться грамотно работать с техникой.

Мы с удивлением обнаружили, что сотрудники монтажных подразделений климатических фирм имеют весьма смутное представление о требованиях по безопасности и охране труда. И это при том, что именно им приходится порой работать на высоте, с высоким давлением в трассе хладагента и с электрическими соединениями. Разве может быть что-нибудь важнее человеческой жизни?


— Как построено обучение в УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»?

— Обучение начинается с теории на «удаленке» — теоретической спецпрограммы в Интернете, в ходе которой слушатели сдают две контрольные работы, подтверждающие их готовность к практическим занятиям.


Потом мы приглашаем слушателей в УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА» для получения практических навыков работы с СКВ. Сначала — инструктаж, знакомство с требованиями по охране труда, только потом — «железо». В течение четырех-пяти дней (в зависимости от программы ДПО) проводятся занятия на производственной базе с обязательным последующим закреплением каждого приобретенного навыка. Каждый слушатель выполняет лабораторные работы на стендах, запускает оборудование, а не просто листает инструкции и мануалы. Итогом обучения на первом уровне являются навыки монтажа и обслуживания климатической техники холодопроизводительностью до 17 кВт и умение правильно организовать весь этот процесс.

Не надо также забывать, что мы относимся к строительной отрасли в части инженерных систем раздела «отопление, вентиляция, кондиционирование». И работать надо в соответствии со всеми нормами. Поэтому в УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА» слушатель также учится правильно составлять проект производства работ (ППР), изучает типовые технологические карты (ТТК). На сегодняшний день ни того, ни другого по нашему виду оборудования в полном объеме в организациях не найти. А если таковые есть, то по старым видам оборудования, например, по центральным кондиционерам на базе приточных установок.

Мы учим не просто работе с «железом», но, прежде всего, правильному и безопасному проведению работ и правильной их организации, то есть:

  1. После монтажа монтажник должен остаться жив;
  2. Он должен запустить оборудование;
  3. Оборудование должно заработать.

По результатам обучения мы выдаем удостоверения установленного образца по специальностям согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику РФ (ЕТКС РФ).


— На каком оборудовании обучаются монтажники в УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»?

— Мы не привязаны к какому-либо конкретному климатическому бренду. Существуют некие общие подходы к монтажу, ремонту и техобслуживанию того или иного вида оборудования. И, как нам представляется, слушатели должны, прежде всего, усвоить эти универсальные принципы работы с СКВ. Специфика и индивидуальные особенности каждого бренда в данном случае вторичны.

Вместе с тем практические занятия проводятся не на условном, а на вполне конкретном оборудовании, которое нам предоставили наши партнеры из числа фирм-членов АПИК. В учебном процессе задействованы система Сити-Мульти (Melco), чиллер Clivet, VRF V-multy Mitsubishi Heavy, центральный кондиционер Wesper, система VRV Daikin с гидромодулем, мультизональная система на базе канального кондиционера Tadiran, бытовые сплит-системы Melco серии «Делюкс», настенные кондиционеры Hitachi, Trane, «оконники» General Climate. Мы открыты к сотрудничеству со всеми производителями и поставщиками климатического оборудования.


В нашей коллекции имеются также и кондиционеры «маргинальных» китайских производителей — специально для того, чтобы монтажник на практике ощутил все «прелести» работы с некачественной техникой и понял, что бесплатный сыр — только в мышеловке.


— Каковы перспективы монтажного направления в УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»?

— Климатический рынок постоянно развивается, появляется новая техника, новые интересные технологии ее монтажа и обслуживания. Мы стараемся отслеживать современные тенденции в нашем бизнесе, постоянно совершенствуя имеющиеся методики и программы обучения. Благо, что стараниями членов АПИК недостатка в самых передовых технических средствах обучения мы не испытывали и не испытываем.

В ближайших планах — разработка отдельной программы ДПО по монтажу и сервисному обслуживанию холодильных машин, установок промышленного и торгового холода.

В плане развития сотрудничества с московскими представительствами ряда производителей климатической техники обсуждается возможность создания спецпрограмм ДПО по конкретным климатическим брендам…

Так что планов много и работы на перспективу хватает! Приходите и сами увидите.


Материал подготовлен редакцией журнала «Мир Климата»

 

Журнал «Мир климата» № 51