Логистика. История термина, основные понятия, области применения : Вестник УКЦ №16 (июль 2011) : Вестник УКЦ : АНО ДПО «УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»

Логистика. История термина, основные понятия, области применения

логистика Статья продолжает серию публикаций, посвященных логистике, начатую в предыдущем номере журнала «Мир климата».

Итак, для начала поговорим об истории происхождения термина «логистика» и о том, как он определяется в словарях. Простое обращение к англо-русскому словарю дает нам следующую информацию:

Logistics (англ.) —

  • тыл и снабжение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • работа тыла.

 

Другие словари позволяют существенно расширить наше представление о термине «логистика».

Таким образом, происхождение термина связано с несколькими областями знания и практической деятельности человека: военной, математической и экономической.

Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции и Византии, где «логистика» обозначала «счетное искусство» или «искусство вычислять, рассуждать». Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος («логос») и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI Мудрого (886–912 гг.). Есть сведения, что в Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило управление и распределение полученных натуральных налогов.

Исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней.

Первая связана с военной областью. Здесь логистика определяется как практическое искусство управления войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально-техническим снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии.

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. А. Жомини, который и определял логистику как «практическое искусство маневра войсками». Приоритетное значение вопросам логистики придавалось и в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

В России в середине XIX века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организации их тылового обеспечения.

Толково словообразовательный словарь
Логистика ж.,
  1. устар . Математическая логика.
  2. Одно из философских направлений математики, обосновывающее возможность сведения всей математики к математической логике.
Словарь иностранных слов, орфографический словарь
Логистика (раздел математики; материально-техническое обеспечение на погрузочно-разгрузочных работах).
Логистик (специалист по материально-техническому обеспечению).
Большой толковый словарь
  • Логистика , -и; ж. [от франц. logistique — обеспечение]
  1. Матем. Раздел математики, занимающийся обоснованием логики математическими методами и возможностями ее в конструировании, информатике и т. п.; математическая логика.
  2. Экон. Организация и управление материально-техническим обеспечением предприятия, его товарно-материальными запасами, информационными и финансовыми ресурсами. Л. распределения. Транспортная, складская, производственная л. Знание логистики. < Логистический, -ая, -ое. Л. анализ.

На рубеже XX столетия данный термин широкого применения не имел: «…слово “логистика” в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1896).

В середине прошлого века логистика активно применялась в период Второй мировой войны и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Помимо военно-практических трактовок термина «логистика» имеется и исключительно научная трактовка — математическая. Живший в XVII–XVIII вв. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин «логистика» также трактуется как математическая логика.

Эволюция понятия «логистика» и появление данного термина в экономической области тесно связаны с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин укоренился и стал повсеместно применяться в бизнесе лишь с конца 1970-х годов. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия.

До начала-60-х гг. прошлого века в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Система распределения, как правило, не планировалась. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что борьба за потребителя велась в этот период в основном за счет расширения и совершенствования производства.

Однако во второй половине ХХ века стало очевидно, что повышение конкурентоспособности продукции только за счет производственного потенциала далее невозможно и необходимо искать нетрадиционные пути создания конкурентных преимуществ.

В частности, предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Оказалось, что качественные улучшения в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений, в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок.

логистика Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не столько от величины капитальных вложений, сколько от умения правильно организовать логистический процесс.

Кроме того, поставщики, использующие логистические подходы, могли гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляли для потребителя большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивали.

Конкурентоспособность, таким образом, стала напрямую зависеть от возможностей поставщика по снижению себестоимости товара и повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки небольшими партиями).

Вторая причина, обусловившая необходимость применения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х годов прошлого века. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать пути уменьшения стоимости перевозок. Причем решить эту задачу только лишь за счет оптимизации работы транспортной сети оказалось невозможно — возникла потребность в согласованных действиях всех участников логистического процесса.

На этом этапе развития логистики между транспортом и складом, которые ранее были задействованы лишь на этапах погрузки или разгрузки, возникают тесные взаимные связи, позволяющие работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, например, выбирается с учетом применяемого транспорта, тогда как характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап (80 е годы ХХ века) связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли. Европейский и американский ответ на экономическую «агрессию» Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда требование к интеграции планирования и управления производством и распределением. Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм, что позволило сократить запасы, улучшить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов и повысить эффективность работы оборудования.

С точки зрения развития логистики этот период характеризуется следующим:

  • быстрый рост стоимости физического распределения;
  • рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
  • долгосрочное планирование в области логистики;
  • широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля над логистическими процессами;
  • централизация физического распределения;
  • резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;
  • четкое определение действительных издержек распределения;
  • определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

Третий этап развития логистики относится к настоящему времени и характеризуется следующим:
  • появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;
  • современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;
  • развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;
  • концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;
  • совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер;
  • решение задач по управлению материальными потоками требует применения все более сложных методов, а также привлечения специально подготовленных специалистов.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. Ключевую роль играет компьютеризация управления логистическими процессами.

 

Что такое современная логистика применительно к бизнесу?

логистика Существует множество разнообразных экономических определений логистики. Разнобой обусловлен целым рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки и складирования. Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья причина состоит в множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.

Применительно к современному бизнесу и бизнес-процессам, логистика — это:

  • одно из важнейших направлений деятельности любой производственной и торговой компании;
  • крупный самостоятельный бизнес, в котором задействованы тысячи предприятий самого разного профиля — от перевозчиков и экспедиторов до информационных компаний/системных интеграторов и таможенных брокеров;
  • передовая корпоративная стратегия, позволяющая фирме успешно конкурировать на рынке;
  • самые современные информационные системы и технологии поддержки бизнеса;
  • возможности карьерного роста. Менеджер по логистике — одна из высокооплачиваемых категорий персонала компании.

Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management, CLM) и Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA).

 

Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985 г.:
«Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей».

 

  • В этом определении важны три момента:
  • Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции.
  • Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией.
  • В-третьих, впервые в сферу интересов логистики попал сервис, то есть нематериальная деятельность.

Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг. Ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

 

В последние годы за рубежом активное распространение получила концепция «Supply Chain Management, SCM» — «Управление цепями поставок». Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая идея сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции — SCM. Я поддерживаю идею о том, что SCM — естественное продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации.

Подробнее о концепции SCM, логистическом менеджменте в компании и о принципах построения логистических систем мы расскажем в других номерах журнала.

Андрей Ломтев, заместитель генерального директора УКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»