Бережливое производство – история развития концепции - УКЦ

Восемь человек справляются с работой десяти лучше, чем двенадцать.
«Законы Мерфи. Заметки на полях»

Прибыль в людях, а бережливость в своих руках.
Пословица

Все мы знаем, что такое бережливость. Просто по жизни. Это такая черта характера. Кто-то обладает таким качеством, гордится им, а кто-то, наоборот, не желает быть бережливым, считая это проявлением скупости. Такие никогда не хранят старые вещи и выбрасывают все мало-мальски завалявшееся. Но это бытовая бережливость, а есть ли какая-то другая? Что же такое бережливость?

Заглянем в словарь. «Бережливость (также расчетливость, экономность) — система действий, приводящих к оправданному в данной ситуации и умеренному расходу каких-либо ресурсов (материальных, финансовых)». Бережливость обычно противопоставляется расточительности, бесхозяйственности, мотовству. Примеров такого неразумного, безответственного отношения к производству мы видели немало. Разве можно забыть горы отходов и мусора на территории промышленных предприятий, вырубленные леса, брошенную технику, загрязненные реки? Многие скажут — зачем вспоминать, ведь подобных явлений и сейчас встречается немало. Долгое время такая практика воспринималась как неизбежность для массового производства — как говорится: «Лес рубят — щепки летят». Но значение бережного — пока еще не бережливого — отношения к производству и окружающей среде постепенно становилось все более очевидным. Отметим, что в советские времена бережливость была названа одним из принципов социалистического хозяйствования. Многие помнят лозунг советских времен — «Экономика должна быть экономной». Фактически речь шла о той же бережливости и экономии ресурсов на производстве. Выдвинут этот лозунг был в 1981 году, заметно раньше, чем было сформулировано понятие «бережливое производство». В то время немало интересных предложений по экономии и снижению затрат было реализовано на наших предприятиях, но это была дань развернутой в стране кампании, а не стройная, продуманная система.


Необходимость нового подхода к хозяйствованию (у нас) и к бизнесу (у них) настойчиво стучала в двери мировой экономики. Все началось с того, что автомобильная промышленность США, самая успешная отрасль этой страны, начала давать сбои. На американских дорогах все чаще стали появляться японские автомобили и все меньше американские. Во всем мире нарасхват шли товары японской бытовой электроники. Это было наглядным проявлением того, что чуть позднее было названо японским экономическим чудом. Доступные цены и высокое качество решали все вопросы в пользу японских производителей, но в этом не было никакого чуда. Точнее, чудо было — не было мистики, просто был реализован новый подход к ведению бизнеса. Японский экономист Масааки Имаи назвал его «кайдзен», объединив под ставшим в 1986 году известным символом «зонтик кайдзен» те приемы и методики, которые были реализованы на ведущих японских предприятиях и, прежде всего в корпорации «Тойота».

Один из основателей нового подхода к организации производства в корпорации «Тойота», Таити Оно, в 1950-х годах побывал в США и познакомился с неизвестным тогда в Японии каналом продаж — супермаркетами. На фоне огромного спроса гигантские магазины с большим запасом товаров были рентабельными. Сравнив ситуацию с Японией, где уровень спроса находился на гораздо более низком уровне, он пришел к выводу, что понижение себестоимости производимой на японских заводах продукции посредством эффекта большого масштаба недостижимо. Выход был найден и реализован — производство на заводах «Тойота» должно основываться не на планируемых объемах продаж (стратегия выталкивания), а на реальном спросе (стратегия вытягивания). Уменьшение склада готовой продукции давало ощутимый эффект, но это был только первый шаг в борьбе с потерями ресурсов. Оказалось, что для продвижения в этом направлении есть другие, не менее эффективные меры. В борьбу за уменьшение потерь постепенно был включен весь коллектив предприятия.

Производственная система «Тойота» (ПСТ) стала предметом изучения и западных экономистов. Взяв ПСТ за основу, Джон Крафчик в 1988‑м и вслед за ним Дэниэл Джонс и Джеймс Вумек в 1990 году развили бизнес-стратегию «Бережливое производство». В оригинале это название звучит как «Lean production», где английское слово «lean» означает «тощий, худой» (оптимист сказал бы «стройный»), но переводчики выбрали в русском варианте «бережливый». Безусловно, так звучит лучше. А почему все-таки «тощий»? Дело в том, что основной задачей этой стратегии было избавление процесса производства от всех ненужных, неоправданных, лишних затрат и потерь. Наверное, авторы термина «lean» обладали чувством юмора и сравнили неэффективное производство с чрезмерно упитанным человеком. Как человек по совету врачей может похудеть и стать тощим, так и производство под управлением опытных менеджеров может избавиться от ненужных операций и стать эффективным. Иногда термин «lean» переводят как «экономный», но это уводит суть метода в сторону от его настоящей цели. Ведь задача экономии — минимизация расходов на выпуск того или иного изделия, а задача повышения эффективности — достижение максимальной прибыли на единицу вложенных средств, а это и есть основная цель внедрения «lean». В отечественной литературе можно встретить и другие переводы «lean production» (lean manufacturing, lean thinking): «поджарое производство», «стройное производство», «малозатратное», «синхронное», «щадящее», «рачительное». Авторы термина «бережливое производство» Ю. П. Адлер и В. Л. Шпеер отмечают, что «практически все известные варианты имеют свои резоны и право на существование, но ни один из них, к сожалению, не охватывает всех нюансов исходного термина. Увы, таков удел перевода«[1]. Можно добавить, что это удел и самого исходного термина «lean»: он тоже не передает в точности характера и сути рассматриваемого нами процесса. Но разве в названии дело? Гораздо важнее понять и принять сущность «бережливости», а дальше пусть оно станет «расчетливым» или «малозатратным», большого значения не имеет.

Сущность же бережливого подхода неразрывно связана с кайдзен. Это две стороны одного процесса. С одной стороны, уменьшение потерь — это улучшение, а значит, это кайдзен. С другой — под «зонтиком кайдзен» М. Имаи разместил как одну из систем, входящих в это понятие, борьбу с потерями. То есть с точки зрения кайдзен «lean» — это его часть. С точки зрения «lean» кайдзен — это один из инструментов борьбы с потерями. И еще одно замечание, относящееся к пониманию сущности кайдзен. Д. Вумек и Д. Джонс взяли за отправную точку цель бизнеса и сравнили массовое производство с бережливым. В массовом производстве бизнес старается произвести как можно больше товаров и как можно больше продать их клиентам. В бережливом производстве товары производятся для клиента с учетом всех его потребностей-запросов.

Японцы раньше всех осознали выгодность и перспективность такого подхода, в полной мере проявленного корпорацией «Тойота» и другими ведущими японскими предприятиями. Концепция массового производства, господствовавшая в США и во всем «цивилизованном» мире, проиграла в новых, сложившихся в 60–70-х годах прошлого века условиях. Конкуренцию выдержали те компании, которые перешли от массового производства к бережливому, которое отличают гибкость и способность быстрее реагировать на то, что необходимо для удовлетворения потребностей конкретного покупателя. Изначальное кустарное и сменившее его массовое уступает место бережливому производству.

Рассмотрим пример для иллюстрации этого положения. Например, вы проходите в автосалон, вам нужен автомобиль. Консультант делает вам предложение купить автомобиль из числа тех, что находятся на стоянке салона. Вам что-то не нравится, но машина нужна, вы делаете выбор по принципу «из двух зол выбирают меньшее». Другой вариант — консультант выясняет, какой именно автомобиль вам нужен (двигатель, цвет, опции, кузов и т. п.), и отправляет информацию на завод-изготовитель. На заводе собирают именно ваш автомобиль, который вы получаете через установленное время. Первый вариант — результат массового производства. Сделали продукт, а дальше впариваем покупателям то, что есть. Конечно, производитель пытается выяснить потребности рынка заранее и максимально «подогнать» продукцию под них, но в массовом производстве вариантов не так много. Второй подход соответствует бережливому производству. Продукция на склад не производится, а вся с конвейера идет клиенту.

Итак, суть лин-технологий (или технологий бережливого производства) — сокращение издержек при сохранении устойчивого роста производства. Иными словами, за счёт умелой организации производства можно производить лучшую продукцию за меньшее время, затрачивая при этом меньше усилий и ресурсов. Основной инструмент — сокращение потерь на каждом этапе производства.

Сначала лин на Западе и в Японии применяли в отраслях с дискретным производством, прежде всего в автомобилестроении. Затем концепция была адаптирована к условиям непрерывного производства, а потом в торговле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве, здравоохранении, вооруженных силах и государственном секторе. Привлекательность лин в том, что система на 80% состоит из организационных мер и только на 20% из инвестиций в технологию.

Постепенно лин превращается в международную философию менеджмента. Лин воздействует не только на само предприятие или организацию, но и на ее клиентов и поставщиков, постепенно распространяясь на все общество. Этому немало способствуют регулярные международные и региональные конференции по лин, многие из которых проводятся по инициативе Lean Enterprise Institute (США) и Lean Enterprise Academy (Англия). Во многих странах распространению бережливого производства оказывается государственная поддержка.

По оценке главы Минпромторга Дениса Мантурова, принципы этой системы позволяют повысить производительность труда на 30–70 процентов, сократить издержки и уменьшить время поставок. В нашей стране это направление уже изучается в целом ряде вузов, где по нему защищают диссертации, действуют консалтинговые бюро, оказывающие услуги по внедрению лин-технологий.

Что представляет собой бережливое производство и бережливое предприятие, рассмотрим в следующей статье.

Продолжение следует…

Андрей Борисович Коряков


[1] Ю.П. Адлер, В.Л. Шпеер, предисловие к 7-му изданию книги «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании», Д. Вумек, Д. Джонс, Альпина Паблишер, Москва, 2013.